Что бы там ни говорили про крещенские морозы, а утро 19 января выдалось не слишком холодным. Снег слегка поскрипывал под ногами, вдоль горизонта протянулась красная полоса, большая ёлка на эспланаде теряла огни. Колокольный звон плыл под низким зимним небом, растворяясь в шуршании множества шин, в лязганье трамваев, в многоголосом диалоге просыпающегося города.
Люди спешили на работу. Некоторые - после ранней литургии в честь великого православного праздника. Все несли крещенскую воду. Впрочем, с уверенностью можно сказать, что и те, кто начал день не с литургии, вечером всё равно принесут домой освящённую воду. Такой уж это праздник: за водой приходят и верующие, и не очень верующие, и совсем неверующие - на всякий случай. Видимо, теплится что-то на дне даже самой заблудшей души, и это что-то заставляет после работы завернуть в ближайший храм.
К половине десятого все, кто был на ранней литургии, уже были на своих рабочих местах. В храм на позднее торжественное богослужение стекались люди, которым с утра не надо было идти на работу: пенсионеры, студенты, неработающие женщины с детьми. Прихожан было много. Очень много. Так много, что в кафедральный собор я протолкнулась с трудом и к концу службы добралась лишь до середины сплочённых рядов. В центре храма казаки следили за дисциплиной, справа и слева от алтаря стояли две внушительные цистерны и поблёскивали стальными боками в сиянии множества теплящихся свечей.
За окнами ещё держались сумерки. Серебристо-белые одежды духовенства мерцали снежными искрами. Белый - цвет обновления и чистоты. Не зря крестильные одежды бывают только такими. На всех иконах, изображающих крещение Христа, Спаситель стоит в водах Иорадана в ослепительно белом одеянии, и ангельский хор поёт над Ним в небесах.
Возглавлял крещенское богослужение епископ Пермский и Соликамский Иринарх. Ему сослужили клирики кафедрального собора. Праздничная литургия архиерейским чином всегда проходит величественно и неспешно: чётко и ясно читаются молитвы, сочно звучат голоса певчих. Даже тот, кто впервые заходит в храм и сразу оказывается на праздничной службе, инстинктивно понимает, что топать и бродить - нельзя, говорить - только шёпотом, а лучше и вовсе помолчать, послушать, как дивно звучит под сводами храма Херувимская песнь. Кстати, Херувимская, да в исполнении профессионального хора, - это что-то совершенно неземное.
Крещение Христово завершает двухнедельный период святок. Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать эти дни Церковь начала с древних времен.
Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. А вот гадать в святки нельзя - это языческая традиция, не имеющая ничего общего с христианством.
Крещение Христово называют также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением - потому, что Господь после Крещения вышел на Евангельскую проповедь, открыл Себя миру как Спаситель и Мессия; Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог - это вечный свет, просвещающий мир.
Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало моральный упадок. Языческий мир погряз в пороках, воздух был осквернен дымом от костров на капищах, устроенных для идолов. Человечество неспособно было спасти самого себя. Исцелить этот больной, измученный грехами мир предстояло Сыну Божию, Мессии. Веря многочисленным пророчествам, Его прихода ждали все жители Востока. Их взоры всех были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя Царей. Но до поры до времени о появлении Спасителя никто ничего не знал.
Когда, в числе последних, Сам Христос подошёл креститься к Иоанну, Он не сразу был узнан пророком. Как и все иудеи, Иоанн ожидал, что появление Царя Царей будет подобно величественному шествию правителя, что одежды Его будут богаты и расшиты золотом, а главу увенчает драгоценный венец. Увидел же Креститель обычного человека, одетого скромно, ступающего по серым прибрежным камням, а не по лепесткам роз... Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14) - с изумлением спросил Иоанн. Но Иисус ответил ему, что так должно свершиться. Истина заключалась в том, что Христос пришёл к Иордану не очиститься от его вод, а очистить их, что явился Он в мир не повелевать, а служить. В простых, а не царских одеждах начал он своё служение, в простых одеждах жил и был казнён.
Празднику Крещения предшествует день строгого поста - Крещенский сочельник, день приготовления к торжеству. В древности был обычай в ночь под Крещение петь хвалебные песни Богу, зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, соборно славить Христа.
В старину на Руси Крещение праздновалось широко и торжественно. Во всех городах и селениях совершались крестные ходы на заблаговременно прорубленную во льду крестообразную полынью - Иордань. Смельчаки - и мужчины, и женщины - скидывали с себя толстые зимние тулупы, валенки и рукавицы и в одних нижних рубашках бросались в ледяную воду - иной раз до сотни человек! Совсем недавно начал возрождаться обычай великого водоосвящения природных источников. Каждый год мы видим, как купаются люди в Иордани - одни верят, что крещенская вода помогает «смыть грехи», другие надеются на исцеление от болезней, а третьи готовы совершить этот маленький подвиг ради Христа - не с какой-то целью, а просто так!
Освящённая вода - это одно из свидетельств неотмирной природы Церкви. Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, кто принимает её с верой и смирением. Как и святое Причастие, она пьётся только натощак. Ее принимают больные, ослабевшие люди и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. «Освященная вода, - писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему ею кропят жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год, так как эта вода - особенная, она не портится.
Ещё до завершения литургии к храму протянулась длинная очередь верующих. Люди волновались, перешёптывались: а вдруг воды не хватит на всех?
После богослужения, воздав хвалу Спасителю, Владыка Иринарх совершил традиционный водосвятный молебен. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее святой плоти Бога.
С огромных цистерн на время были сняты крышки, большие, как спартанские щиты. Прихожане, торопясь, расставили вокруг принесённые заранее бутылки с водой, взятые из дома. Два священнослужителя справа и слева от алтаря троекратно погрузили в воду большие серебряные распятия «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Капли освящённой воды с кропила полетели прямо в толпу: и те, кому сильнее досталось, только радостно улыбались и, щурясь, оглядывались по сторонам, не торопясь стирать воду с лица. На мою долю пришлось-то всего пару капель, а сразу стало веселее и легче дышать.
Молебен завершился, воду стали раздавать верующим. Архипастырь поздравил всех собравшихся в храме мирян и клириков с великим праздником и напомнил, что крещенская вода требует к себе благоговейного отношения, ибо это Агиасма, то есть святыня, малое Причастие. Лучше хранить её не в пластиковой посуде, а в стеклянной, и не под столом на кухне, а в красном углу, возле икон. Принимать эту воду следует с молитвой.
Очередь к храму не уменьшалась до позднего вечера. Вдоль улицы зажглись фонари, зашуршал, западал сверху сонный январский снежок, притихла широкая улица. А люди стояли. И ждали.
Нет, не так уж плоха и бездуховна наша современная жизнь, не всё ещё потеряно, не всё погублено даже в сердцах атеистической закалки. Люди всё ещё верят, пусть это вера не столько в Бога, сколько в Его чудеса. Мне кажется, вера в чудо - это окошко в дом Божий, и временами в него проникают лучики настоящего Света. Права ли я? Хочется думать, что да.
Екатерина Любомирская