Газета / все номера
|
|
|
|
С крещения Руси вообще можно начинать
историю русской культуры
Д. С. Лихачев
Прошло уже более тысячелетия с начала христианской истории России, неразрывно связанной с именами двух равноапостольных Рюриковичей – благоверных князя Владимира и княгини Ольги, бабушки и внука, чью память мы празднуем 24 и 28 июля. Они навсегда определили судьбу нашей страны.
Вспомним, что же произошло в те далекие времена, благодаря чему княгиня языческой Руси приняла христианство? В «Повести временных лет читаем»: «Игорь вырос... и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". По словам летописца, княгиня Ольга "с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в этом свете, и нашла многоценный жемчуг – Христа". Поэтому спустя десять лет она совершила путешествие в Константинополь, где приняла крещение с именем Елена. Ее воспреемником от купели был сам император Константин Багрянородный. Впрочем, большинство историков считают, что Ольга крестилась дома, и еще до поездки в Византию.
Вернувшись домой, Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына-язычника, но безуспешно. Любящей матери оставалось лишь молиться за спасение своего неразумного сына. После смерти княгини «плакали по ней великим плачем сын ее и внуки, и все люди. Она завещала не творить по ней тризны, так как имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле... Она ведь сияла, как луна в ночи, и так она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. Были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Она первая из русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу". Эти слова летописца выражают великий подвиг княгини перед Русью.
Через три дня после празднования памяти равноапостольной княгини мы празднуем память равноапостольного князя Владимира, внука Ольги. Владимир Святославович продолжил дело своей бабушки и совершил то, о чем она могла лишь мечтать: обратил в веру Христову всю языческую Русь.
Владимир хорошо понимал, что раздробленную Русь необходимо было объединить единой религией для дальнейшего развития государства и защиты от набегов кочевников. Поначалу таким соединяющим звеном было язычество. Повсюду стояли капища, обагренные жертвенной кровью, люди кланялись деревянным истуканам. Однако князь скоро убедился, что это не тот путь, которым должна следовать Русь. Ведь ведущая европейская держава, Византия, наотрез отказалась от античного язычества, и в ее глазах языческая Русь по-прежнему оставалась отсталой и примитивной. Выбор был очевиден. Князь определил день всенародного крещения (1 августа 988 г.) и объявил: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!». Большинство киевлян явились на то место, где приток Днепра река Почайна сливается с Днепром. Таинство Святого крещения было совершено над множеством киевлян священнослужителями во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом.
После крещения Владимир распорядился всюду воздвигать христианские храмы, где прежде приносились жертвы идолам-истуканам. Князь стал другим человеком, милостивым и добрым, за что в народе его с любовью прозвали «Красное Солнышко». Владимир не хотел больше воевать, ему стало тяжело даже казнить разбойников, осужденных на смерть. У себя во дворе он устраивал угощения для всего народа, а больным и нищим раздавал хлеб, мясо и мед.
Без великого духовного подвига святых равноапостольных князей Владимира и Ольги Русь не породнилась бы с могущественной Византией, не познала бы Христову веру, не существовало бы храмового искусства... Поистине милостив Господь, даровавший благодать Святого крещения России, которая ныне является духовным центром православной веры. Какая радость, что мы обращены в Христову веру и познали истинное счастье! Каждый год, празднуя память равноапостольных князей, мы вновь и вновь обращаемся к великим событиям, навсегда определившим наш культурный и духовный путь в мировой истории.
Юлия Мальцева