Светильник земли Русской

 

На одной из самых известных картин Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображён хрупкий белокурый мальчик, с почтительной любознательностью смотрящий на высокую монашескую фигуру, застывшую под раскидистым дубом. Монашествующий старец держит в руках ковчежец-шкатулку, в светлых очах отрока – ожидание чуда. Именно таким художник увидел юного подвижника, которому суждено было стать величайшим русским святым, игуменом Радонежским.

Составитель жития преподобного Сергия, Епифаний Премудрый (он же был жизнеописателем Стефана Великопермского), повествует, что мальчик Варфоломей появился на свет в селе Варницы, близ Ростова, в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Родители его были людьми добрыми и благочестивыми, они строго придерживались православия и воспитывали детей – старшего, Степана, среднего, Варфоломея, и младшего, Петра - в истинной вере.

Когда младшему сыну исполнилось семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. В те далёкие годы к учению относились как к некоему священнодействию, ибо только грамотный человек мог постичь сложные богослужебные тексты, закрытые для всякого непосвящённого. Необычайно кроткий и набожный мальчик прилагал все силы, чтобы овладеть грамотой, но учение давалось ему с трудом. Другие боярские дети далеко ушли вперёд, он же не мог ещё освоить и азбуки. Сильно скорбел он о своём малоумии и смиренно молился, чтобы Господь помог ему в нелёгком деле.

Однажды осенью, когда отец послал среднего сына искать в поле пасущихся коней, отрок Варфоломей заметил по деревом молящегося черноризца. Мальчик остановился поодаль, чтобы не смущать старца. Однако монах заметил его и попросил подойти.

Печаль на лице ребёнка тронула сердце путника. В простодушном детском порыве Варфоломей поведал незнакомцу о своём горьком учении. Старец утешил отрока и начал возносить к Небу молитвы о даровании ему склонности к грамоте, мальчик тотчас же присоединился к нему. Окончив молиться, необыкновенный черноризец вынул маленький расписной ковчег, в котором лежала частица просфоры, и отдал её мальчику: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания. Не смотри на то, что частица святого хлеба так мала – велика сладость вкушения от нее».

С радостью Варфоломей принял дар. Этим же вечером, взяв в руки Псалтирь, он с радостью обнаружил, что может разобрать написанное. С тех пор какую бы книгу не взял он в руки, чтение давалось ему легко.

Мальчик рос добрым и рассудительным. Душа его непрестанно стремилась к Богу: он избегал игр с товарищами, не вкушал за обедом сладкого, строго постился. Долгие ночи посвящал он молитвам. Так он рос в тишине и молитвенном подвиге, становился юношей, в то время как в уме его зрело решение посвятить всего себя Господу. Желание его вскоре исполнилось.

Родители Варфоломея, будучи уже пожилыми людьми, разорились. Тяжёлая служба воеводы Кирилла прекратилась в силу его преклонного возраста, сын Степан не смог в полной мере заменить отца на воинском поприще, и семья перебралась из Ростова в местечко Радонеж, близ Москвы. Старший и младший сыновья вскоре женились, средний же, Варфоломей, начал упрашивать мать и отца отпустить его в монастырь. Родители же упросили юношу дождаться вначале их кончины. Через несколько лет, на пороге смерти, благочестивые супруги приняли монашество и спокойно почили. Старший сын Степан, похоронив родителей и сгоревшую от скоротечной болезни жену, тоже не пожелал оставаться в миру и принял постриг. Таким образом, Варфоломей оказался хозяином в разорённом отцовском поместье.

Теперь ничто не удерживало его. Юноша оставил дом и направился к старшему брату в Хотьковскую обитель. Впрочем, там братья задержались недолго: юноша упросил старшего брата оставить гостеприимный монастырь и удалиться в лес для пустынножительства. Долго бродили братья по окрестным лесам, пока не нашли уединённое место, где не ступала ещё нога человеческая. Сложив себе убогий шалаш из веток, братья принялись за устройство церковки, которую выстроили вдвоём, не привлекая никакой посторонней помощи. Когда церковь была готова, братья решили, что она должна быть освящена в честь Святой Живоначальной Троицы. Уговорившись так, братья на время покинули своё уединённое жилище и отправились в Москву, чтобы получить благословение Всероссийского Митрополита Феогноста на освящение новой церкви. Владыка радушно принял пришельцев, благословил их благое начинание и послал с ними в путь священников, должных совершить освящение. Так была основана Свято-Троице-Сергиева лавра.

Один из братьев, Стефан, не смог, однако, долго выдержать лишения пустынной жизни. С глубокой скорбью братья расстались: Варфоломей остался в лесу, а Стефан ушёл в городской монастырь, где подвизался, оплакивая своё малодушие.

В одной из обителей близ Радонежа жил смиренный старец игумен по имени Митрофан. Он иногда навещал подвижника в его уединении и служил в церковке Божественную литургию. Спустя некоторое время, когда юноша уверился, что не покинет лесную чащу, он стал просить игумена Митрофана постричь его в монашеский чин. Священник не стал спорить с твёрдым желанием молодого человека, он поспешил совершить над 23-летним пустынножителем постриг и нарёк ему имя Сергий. Семь дней провёл Митрофан в церквице с Сергием, каждый день служил литургию и причащал новопостриженного инока Святых Христовых Таин. Неделя пролетела быстро, наставник покинул юного монаха, и Сергий остался в своей церковке один.

Много скорбей претерпел Сергий в начале своего иноческого пути. Тёмные силы искушали его днём и ночью, вынуждая покинуть спасительное убежище. Лишь неусыпная молитва помогала монаху преодолевать ужасные тяготы одинокой жизни.

Питание его было скудным, одежда ветхой. Летом и зимой ходил он в одном и том же одеянии, страдал от холода и сырости. Дикие звери выходили из леса к его келье. Так и текла его жизнь, год за годом, в то время как слава о молодом пустынножителе уже разнеслась по всей московской земле. Сергия стали посещать путники дабы побеседовать с ним, испросить его совета. Многие падали к ногам инока и умоляли его разрешить им жить близ него. Жалко было Сергию прерывать своё уединение, но в доброте своей он не мог отказать просителям. И вот, одна за другой стали вырастать хижины близ жилища Сергия. В числе первых братьев пришёл в новоустроенное селище и игумен Митрофан.

Поселение из нескольких десятков хижин было обнесено тыном, между которыми был разбит огород. Жизнь текла неторопливо: братья молились, постились и налаживали свой немудрёный быт. Среди них не было старшего, Сергий же старался как можно более угодить своим новым братьям. Он трудился усерднее всех, а питался хуже всех, отдавая всё лучшее другим. Несмотря на это, Сергий был здоров и крепок телом, ибо Господь укреплял его.  Через несколько лет в маленькой обители появился старший брат Сергия, Стефан, и он привёл за руку своего единственного сына Иоанна, который пожелал оставить мирскую жизнь. Мальчику было двенадцать лет, при пострижении его назвали Феодором.

    Прошло более десяти лет со дня основания монашеской общины, а игумена в новой обители так и не было. Братья не раз обращались к Сергию с просьбой принять на себя этот сан, но смиренный инок отказывался, объясняя, что желание игуменства есть властолюбие. «Кто я такой, чтобы быть иереем Божиим?» - вопрошал он.

Однако братья убеждали своего духовного учителя, что чужой, незнакомый с духом общины игумен не сможет прижиться здесь, только один из братии может принять этот сан, а достойнее Сергия нет никого. Долго продолжались убеждения, братья приступали к Сергию и с ласковыми просьбами, и с упрёками. Наконец, Сергий понял, что иного пути нет, и согласился.

Будущий игумен испросил благословения у Волынского епископа Афанасия. Он ссылался на своё недостоинство и просил владыку самому выбрать игумена для новой обители, но святитель Афанасий сказал, что Господь уже выбрал Себе слугу. В два дня инок Сергий был произведён в священнический сан и возведен в сан игумена. Вернувшись в родную обитель, новопоставленный игумен долго молился и плакал, после чего впервые отслужил Божественную литургию, к великой радости всей братии.

И во игуменстве Сергий оставался смиренным слугой ближним. Он нисколько не превозносился над братией, сам катал свечи, варил кутью, сам занимался изготовлением просфор. Речь его оставалась тихой и кроткой, исполненной любви. Он неустанно трудился, каждый день служил Божественную литургию. Мало-помалу число братии стало возрастать, прибывали всё новые иноки, желающие вступить в общину. Постепенно маленькое лесное поселение стало превращаться в благоустроенный монастырь.

Жизнь в обители не была сладкой. Прежде всего, постоянно не хватало пропитания. Привыкший к посту с младенчества, Сергий стойко переносил лишения, в то время как некоторые чернецы начинали роптать, если хлеба для трапезы не было по два-три дня. Игумен, как мог, утешал приунывшую братию, молился вместе с ней о ниспослании благодати Божией. Предание рассказывает, что в один из самых тяжёлых голодных дней братья обнаружили у ворот монастыря повозку, груженную хлебом, рыбой и другой провизией, причём хлеб был ещё тёплым, только что вынутым из печи, а рыба – свежею. Кто прислал монастырю столь богатое подношение, узнать так и не удалось. Сергий же не сомневался, что воочию увидел чудо милосердия Божия.

Прошло ещё десять лет. Некогда безлюдная чаща начала заполняться поселянами, которые рубили деревья, выкорчёвывали пни, распахивали и засевали хлебом поля. Благочестивые христиане старались селиться поближе к монастырю, таким образом обитель становилась центром духовной жизни поселян. Многие люди, прослышав о благочестии игумена Сергия, обращались к нему с просьбами о молитве. В монастырь приходили недужные, бесноватые, одержимые страстями. Молитва Преподобного Сергия была чудотворной: Господь послал Своему возлюбленному слуге силу исцелять хвори, изгонять бесов. Народ удивлялся и славил Сергия, тот же уклонялся от похвал, оставаясь самым смиренным иноком обители. Многие пришельцы, появлявшиеся в монастыре только чтобы взглянуть на него, не могли поверить, что старичок в залатанной одежде, в поте лица трудящийся на огороде или строительстве, и есть тот самый прославленный игумен-чудотворец.

Сергию было уже за пятьдесят лет, когда в его обитель прибыл один греческий митрополит из Царьграда. Он сообщил игумену, что Вселенский Патриарх Константинопольский Кир Филофей благословляет его и посылает ему дары – крест, параманд и схиму. Смутившись, Сергий долго не смел принять дары вселенского архипастыря, и только разрешение митрополита Московского Алексия убедило его не отказываться от высокой чести.

Мир начал проникать в монастырь, и среди братии начались шатания. Поводом для размолвки стало появление в Свято-Троицкой обители старшего брата Сергия, Стефана, который много лет назад оставил уединённое жительство, не выдержав его тягот. Вернувшись и увидев вместо ветхой церковки прекрасный монастырь, Стефан преисполнился гордости: он считал, что, как один из основателей этого места, может рассчитывать на высокий сан, даже игуменский. Предполагая желание своего любимого брата, Сергий не стал с ним спорить. Однажды он тихо ушёл из монастыря на поиски другого пустынного места, где он сможет снова жить в уединении. Однако несколько братьев, заранее узнавшие о решении Сергия, не смогли оставить его одного и отправились с ним, чтобы оберегать его на пути. Через много дней скитания они нашли уединённую лесную полянку, где поставили церковь, шалаши для жилья и зажили тихо. В то время братия Свято-Троицкой лавры, обнаружив исчезновение любимого игумена, обыскала все окрестные леса и, наконец, нашла новое поселение своего наставника. Однако на все просьбы о возвращении смиренный Сергий ответил отказом. Потребовалось несколько лет и вмешательство самого митрополита Московского, чтобы Сергий решился вернуться в родной монастырь.

Святитель Алексий, друг и сомысленник преподобного Сергия, доживал последние месяцы. Преемником себе он видел только Сергия. Однако игумен Радонежский отказался принять святительский жезл и остался в своей обители.

Спустя несколько лет в Свято-Троицкий монастырь прибыли важные гости: сам Великий Князь Димитрий Иоаннович счел своим долгом принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия перед битвой с войсками хана Мамая. С Великим Князем Димитрием прибыли многие другие русские князья, именитые горожане и христолюбивые воины. Старец Сергий с любовью благословил всех пришедших к нему, тихо шепнув одному Димитрию: «Победиши враги твоя». Воины отправились в поход с надеждою в сердце, и вместе со всеми ехали из монастыря два монаха-воина – Андрея Ослябя и Александр Пересвет. Преподобный Сергий благословил их на бой с безбожным врагом. 

 В 1380 году состоялась великая Куликовская битва, в которой русское воинство одержало победу. Вернувшись с поля брани, Великий Князь Димитрий наградил Сергиев монастырь щедрыми дарами.

В 1390 году святитель Стефан Великопермский, путешествующий в Москву, проезжал мимо Свято-Троицкого монастыря. Архипастырь Пермской епархии очень хотел встретиться со знаменитым игуменом Радонежским, но обстоятельства требовали спешить в столицу. Поравнявшись с обителью, до которой было десять вёрст, епископ поклонился в сторону монастыря, проговорив: «Мир тебе, духовный брат мой!» В этот же самый момент игумен Сергий, присутствовавший на трапезе, вдруг встал и ответил на поклон со словами: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!»

Это необычайное происшествие способствовало зарождению обычая: до сих пор в Троице-Сергиевой лавре, перед последним блюдом на трапезе, братья встают и читают краткую молитву: «Молитвами Святителя Стефана и Преподобного Сергия, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!»

Святому Сергию было уже за 70 лет, по тем временам это считалось глубокой старостью. За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего преставления. И верно, через несколько месяцев старец тяжко заболел и отошёл ко Господу, окружённый любимыми учениками, горько скорбевшими о своём наставнике.

На похороны игумена Радонежского собралось огромное множество людей всех возрастов и сословий. Со слезами вознесли иноки последние молитвы о своём игумене и похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятыя Троицы.

Шестьсот лет, истекшие с тех пор, лишь укрепили славу великого русского праведника. Нужно сказать, что почитание Сергия Радонежского общерусским святым началось раньше, чем были установлены на Руси правила соборной канонизации. Учениками и духовными братьями игумена Радонежского впоследствии было основано более сорока монастырей, в каждом из которых бережно хранилась память о духовном пастыре русских христиан.

Сергий Радонежский считается покровителем учащихся. Ему молятся об успехах в учении, о помощи в сложных занятиях. В нашем городе имя святителя Сергия носит Православная Классическая гимназия.

За девять лет своего существования гимназия зарекомендовала себя учебным заведением высокого класса. Педагогическая концепция гимназии подразумевает нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России. В прошлом году состоялся первый выпуск ребят, получивших классическое среднее гуманитарное образование и подготовленных к поступлению в лучшие вузы города.

Много требуется веры и мужества, чтобы в муках умереть за Христа, не отрекшись от Него и не озлобившись на безумных врагов. Но отнюдь не меньший подвиг – прожить много лет, от юношества до смерти, в суровых лишениях и тяжких трудах, являя собою пример истинного самоотречения и чистой любви. Человек, сумевший всего себя подчинить евангельским истинам, Сергий Радонежский сам стал проповедью христианства на Руси. Оттого так радостно звучат голоса на праздничной литургии: «Святый отче наш Сергий, моли Бога за нас!»

 

Екатерина Любомирская

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.